Таблицы и границы (annika_fluffy) wrote,
Таблицы и границы
annika_fluffy

Categories:

Вышний Волочёк - Венеции клочок. Часть пятая. Каналы.



Утром мы выписались из номеров на турбазе Здешево, погрузили в машину вещи и выдвинулись в сторону Рязани. Первую половину дня я отвела на осмотр "островной" части Волочка, вторую - на путь до ночлега в Тверской области.

В Волочке припарковали машину у одной из "Пятерочек" и пошли гулять пешком.

Все пишущие о Волочке дают историческую справку, с чего все началось и зачем там столько каналов. Я тоже кратко расскажу, намечу канву будущего поста.

В допетровской Руси через небольшое поселение на месте Волочка проходил водный путь "из варяг в греки". Балтийское море, Ладожское озеро, сеть центральных рек с притоками, Днепр, Черное море.


Карта с просторов.

На некоторых отрезках пути - от истока одной небольшой реки до истока другой - приходилось пять-десять верст тащить ладьи по суше волоком (легко догадаться, что отсюда название "волочёк"). В том месте, где сейчас расположен город, ладьи перетаскивали из Тверцы, относящейся к Волжскому водному бассейну, в Цну, которая относилась уже к бассейну Балтийскому.

В начале 18 века Петр I оценил перспективы речного пути и для облегчения судоходства приказал вырыть между Тверцей и Цной канал, который назвали Тверецким (сейчас он носит название Старотверецкого).

Через десять лет в поселении построили также Цнинский канал для обхода извилистого участка Цны и небольшое Вышневолоцкое водохранилище для поддержания судоходного уровня воды в каналах.

Еще через сто лет, уже в 19 веке, рядом с Торговыми рядами в Вышнем Волочке построили Обводной канал для погрузки судов. И в 1944 году, силами пленных немцев вырыли Новотверецкий канал, в результате чего Вышневолоцкое водохранилище значительно увеличилось в размерах.

Все каналы на карте. Точками отмечена траектория, по которой двигались суда.



До середины 19 века через Вышний Волочек проходило до 5 тыс. барок в год, причем, что интересно, движение было односторонним, вниз по направлению к Петербургу. В Петербурге прибывшие барки разбирались на дрова. Позже, в первой половине 19 века, появилась новая система каналов, берущая начало из Рыбинска, которая пропускала суда уже из Петербурга обратно в Центральную Россию.

Вышневолоцкая водная система использовалась как транзитный водный путь до 1889 года, затем уступила свои функции железной дороге. Однако, вся система поддерживалась в исправности, служа для местных перевозок в Тверской и Новгородской губерниях. Окончательно судоходство в Вышнем Волочке прекратилось в 50-х, когда реконструированное Вышневолоцкое водохранилище стали использовать только для переброски воды в волжские водохранилища.

Старотверецкий канал, с которого все начиналось, выглядит сейчас так. Помним, что движение было односторонним, и суда шли в направлении "на нас":



Когда-то канал выглядел совсем по-другому:


Фото отсюда.

5 тыс. барок в год, навигация длилась, наверное, с апреля по октябрь, как в Питере. 24 барки в день. Для простоты считаем - каждый час.


Из Старотверецкого канала (из-под современного моста) барки выходили в Цну. Поворачивали направо.




Проплывали Богоявленский собор. (Здесь суда также идут в направлении "на нас").




Появлялись из-под Петербургского моста в центре кадра.



Чуть позже подойдем к мосту поближе, там на опорах остались следы от канатов, с помощью которых бурлаки тянули барки по каналу...


Ну вот. Барки заходили в Цнинский канал. (Уже в направлении от нас, Богоявленский собор остался сзади).




И плыли по Цнинскому каналу чуть более километра, до окончательного выхода в Цну (от нас "вглубь" фотографии).




В период расцвета судоходства набережную Цнинского канала одели в гранит.






К сожалению и вящему возмущению краеведов, то, во что облицовка превратилась сейчас, можно увидеть на фото ниже.




Ближе к Богоявленскому собору сохранились каменные спусковые лестницы, ведущие к воде.




И крепёжные крюки бывшего подвесного моста.




Пойдем по Цнинской набережной к каменному Петербургскому мосту.




Пришли. Когда-то именно здесь проходила дорога из Москвы в Петербург.

Под мостом можно пройти.




И увидеть на опоре следы от канатов бурлаков.




Раньше я думала, что сами канаты прорезали твердый гранит, но, судя по прочитанным материалам - нет, насечки вырубили люди для облегчения прохождения барок.




Вышли из-под моста.




И теперь, в следующем посте, осмотрим окрестности Цнинского канала: Ванчакову линию, улицы Осташковскую и Подбельского, Тургеневский переулок.
Tags: Вышний Волочёк, автопутешествия
Subscribe

  • В этот день 7 лет назад

    7 лет прошло, а в голове ничего не изменилось)). Возраст и опыт не влияет на всю-эту-фигню, я точно так же продолжаю себя чувствовать в точно…

  • (no subject)

    Гена сражается с драконом перед сном)).

  • День воды.

    1. Сегодня ездили смотреть разлив Оки у Шумаши. Видно, что под воду полностью ушла асфальтированная дорога в село, и лишь дорожная разделительная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments