В маршрутках висит реклама врачебного кабинета Дымарь Беллы Игоревны (я чуть изменила и так необычные фамилию, имя и отчество, рязанцы, скорее всего, угадают оригинал). Что это за врач - я в душе не знаю, никогда не слышала отзывов, ни плохих, ни хороших. Но, поразмыслив, я поняла, что, в случае чего, возможность обращения к Белле Игоревне я буду рассматривать в последнюю очередь. Субъективный жизненный опыт мне подсказывает, что люди с необычным именем и фамилией, с детства привыкшие к мысли, что они не такие, но совсем другие, в отличие от серой массы вокруг, продолжают транслировать это убеждение окружающим и во взрослой профессиональной области. Проще говоря, допустит она врачебный косяк - и при моих жалобах меня же обхамит, сказав, что это я виновата и, например, плохо выполняла ее предписания, потому что она ошибаться не может.
Я попыталась придумать имя-фамилию не существующего абстрактного стоматолога, к которому отнеслась бы с большим доверием (читай - решилась бы попробовать). Например, Валерий Шубин. Среднестатически и благозвучно.
Дело также не только в привычных русскому уху именах, а и в их уместности и своевременности, ложащихся на мои представления.
Например, к вымышленному кардиологу по имени Валентина Смирнова я бы обратилась с меньшим энтузиазмом: нет ощущения, будто я когда-то уже слышала это имя в отзывах, скорее всего, проходной врач без особых умений. Однако, судя по имени, это женщина предпенсионного возраста, и, по крайней мере, от нее можно ожидать так или иначе наработанного опыта.
А к Арсению Смирнову обратилась бы еще более неохотно - слишком молодой. В мое время Арсениев не было, а вот в середине 90-х - сколько угодно.
В то же время, например, детский врач Валентина Смирнова уже вызывает у меня сильное доверие.
:))
Такие стереотипы существуют в моем представлении не только для медицинских работников, схожие с ними распространяются и на сферу услуг. К парикмахеру Валентине Смирновой я бы пошла в последнюю очередь, а насчет креативной Беллы Дымарь не стала бы загадывать. Ремонтника Валерия Шубина я представила как опытного дядьку, который, тем не менее, будет навязывать свое мнение и бесить всезнайством, а Арсения Смирнова - как привычного мне ремонтного мальчика, лояльного к дурацким требованиям клиентов.
В то же время программистов Валерия, Беллу, Валентину и Арсения я никак бы предварительно не рассматривала и дала бы данным конкретным людям оценку только по прошествии времени, ознакомившись с результатами их работы. Соответствующим конструкторам, юристам, учителям, наладчикам станков с ЧПУ - аналогично.
Ну, и в довесок совсем странный стереотип, не относящийся к профессиям. Я подозрительно отношусь к незнакомым людям с фамилией, образованной от уменьшительно-ласкательной формы слова. Горюнков, Демидкин, Лупиков и Зайкин (все реальные фамилии).
Подозрительно - в смысле, ожидаю от них больше подвоха.